27 октября состоялось в онлайн-формате заседание Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, которое провёл Владимир Владимирович Путин, президент России. В своём приветствии он поблагодарил деятелей культуры «за огромную духовную, моральную поддержку граждан России в сегодняшнее непростое для всех нас время. Невзирая на все сложности, вынужденные ограничения, с которыми из-за эпидемии столкнулись наши музеи, театры, кинематограф, библиотеки, вы активно работали, предлагали совершенно новые творческие форматы, своим искусством, талантом создавали и создаёте в обществе атмосферу единения, укрепляете уверенность, что, несмотря ни на что, всё наладится, жизнь продолжается».
Заседание было посвящено актуальным проблемам сферы культуры и перспективам законодательного раскрытия новых норм Конституции, связанных прежде всего с вопросами культуры и просвещения.
Владимир Ильич Толстой, советник Президента РФ по культуре, выразил уверенность в том, что «для отдельных, совсем уж не связанных с оказанием услуг, фундаментальных сфер, таких как сохранение наследия, изучение и представление музейного, библиотечного, архивного фондов, самого процесса создания произведений искусства и культуры, необходимо выработать такие формы государственной поддержки, чтобы они в принципе не зависели от доходов от платной деятельности. Такая практика уже была в период 2010–2012 годов, возможно, стоит вернуться и посмотреть повнимательнее, как это тогда происходило».
Елена Александровна Ямпольская, председатель Комитета по культуре Госдумы РФ, выступая на встрече, отметила, что бюджетные средства, выделяемые в качестве субсидии на исполнение госзадания, в период пандемии покрывают необходимые статьи расходов далеко не в полном объёме: «И как только мы столкнулись с ситуацией, когда публичная деятельность оказалась сначала ограничена, а затем и невозможна, выяснилось, что базовые потребности отрасли нужно покрывать буквально в ручном режиме».
Она предложила закрепить в законодательстве «иной правовой статус бюджетных и автономных учреждений культуры, при котором сохранение культурных ценностей в библиотеках, музеях, архивах, а также поддержание творческого потенциала в творческих коллективах будет гарантированно обеспечено государством. Причём для тех, кто занимается сохранением наследия, работой с фондами, научной деятельностью, мне кажется, такие изменения нужно ввести раз и навсегда. Они не должны зависеть от так называемой внебюджетки». Потребуются изменения в целый ряд законодательных актов, прежде всего в Бюджетный кодекс: «Мы в думском Комитете по культуре варианты решений уже подготовили. Готовы приступить к этой работе немедленно, если инициатива будет одобрена».
Глава Комитета по культуре также предложила проработать вопрос пересмотра возрастной маркировки книг: «Нам удалось принять, пока в первом чтении, законопроект, который оставляет для произведений литературы и искусства единственное строгое отсечение — 18+. Регламентации для этого должны быть очень строгими и чёткими, тем более что нашим законодательством в сфере информации уже запрещены многие конкретные вредоносные вещи. Все остальные маркировки, на мой взгляд, следует сделать рекомендательными».
О некоторых аспектах библиотечной жизни упомянула в своём выступлении Валентина Юрьевна Музычук, заместитель директора Института экономики Российской академии наук. По её словам, «с начала бюджетной реформы в России... сократилось количество культурно‑досуговых учреждений на 13 тысяч единиц — это почти треть; общедоступных библиотек — на 12 тысяч единиц, это почти четверть...». Одним из негативных последствий оптимизации «является объединение разноплановых учреждений культуры... Что в этом плохого? Меняется профиль учреждения. То есть явно, что какие‑то виды деятельности отступают на второй план. В качестве примера можно привести уничтожение в регионах специализированных библиотек для слепых. Их присоединяют к научным библиотекам, где они просто теряют свой функционал и постепенно сводятся на нет». По словам эксперта, муниципальные учреждения культуры — это важное низовое звено культуры, но «во многих регионах, это звено финансируется по остаточному принципу».
Наталия Дмитриевна Солженицына, президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына, обратила внимание на одну из самых острых для библиотек проблем: «в России фактически нет общих нормативов для комплектования библиотечных фондов... Сейчас во многих регионах на комплектование библиотечных фондов вообще не выделяются средства, и это касается большинства библиотек России. А там, где есть статья на комплектование, она не защищена, то есть библиотеки могут использовать эти деньги и на другие цели, и понятно, что таких целей, вполне оправданных целей, у каждой библиотеки много. Хорошо было бы как‑то поощрить региональные власти на введение статьи о комплектовании библиотек, а там, где статья уже есть, законодательно защитить её и следить за реальным выполнением». Также, по её словам, «тендерная система закупки книг, пресловутый 44‑й закон, нередко приводит к тому, что в библиотеку поступает макулатура вместо качественных изданий».
Доступны стенограмма и видеозапись трансляции заседания.
Источник: по материалам сайта Президента РФ